Увеличился спрос на кредиты для покупки подержанных машин
За минувший год количество автокредитов в реализациях автомобилей с пробегом выросло почти в два раза в сравнении с 2022, составив 15%. В наступившем году тенденция уже не будет такой выраженной. Высокие ставки не настолько давят на сегмент подержанных автомашин, как на новые. В Россию увеличиваются поставки новых китайских авто разнообразных ценовых категорий, это снижает привлекательность приобретения в долг побывавших в употреблении ТС.
Доля кредитов, полученных для приобретения подержанных автомашин в течение 2023 г., составляет 15% всех сделок. Некоторые оформляют кредиты не на всю сумму, а только на часть. Если в банках отказывают, обращаются даже в МФО за займами на карту, предложений которых сейчас достаточно много на рынке.
В прошедшем году соотечественники истратили на поездившие автомашины 5,8 триллиона рублей, отметили аналитики «Открытия Авто» (блока автомобильного бизнеса в банке «Открытие»). А выдано автокредитов на такой транспорт около 890 миллиардов рублей.
За 2022 год на автокредиты этого сегмента приходилось лишь 8%: суммарный объем приобретений достиг 4,3 триллиона рублей, кредитов оформлено на 361 миллиард рублей.
В продажах ВТБ за 2023 год на покупки машин с пробегом приходилось почти 70% от всего количества полученных кредитов. Для приобретения таких автомобилей клиентам банка выдано свыше 140 миллиардов рублей, это в несколько раз больше показателей 2022 г. Увеличение кредитов на вторичном рынке за минувший годовой период объясняется и возросшим объемом рынка автомашин с пробегом, и его удорожанием, пояснили в «Открытии Авто».
Как отметили в Frank RG, рынку автокредитования (как для новых, так и подержанных машин) в 2023 году удалось установить новые рекорды. Выдано 1,54 триллиона рублей, что в 2,2 раза выше показателя 2022 г. и в 1,4 раза — уровня 2021 г. Всего выдано около 1,1 миллиона займов на автомобили, это в 1,9 раза превышает показатели 2022 г. и на 9% — итоги 2021 г. За декабрь 2023 г. средняя сумма кредита достигла 1,44 миллиона рублей, увеличившись в течение года более чем на 20%. Показатель в 1,4 миллиона рублей был достигнут уже в июне 2023 и с того времени значительно не изменился.
В наступившем году на рынке ожидается замедление роста доли автокредитования среди продаж машин с пробегом. В 2024 г. благодаря восстановлению рынка тенденция изменится, и клиенты станут чаще покупать новые автомашины, уверен возглавляющий управление по партнерским продажам авто ВТБ В. Высоцкий.
В январе текущего года на долю займов на побывавшие в эксплуатации автомашины в Росбанке пришлось около 23,5% всех выдач, это немного превышает средний рыночный показатель.
Глава управления по партнерским программам и стратегиям в «Росбанк Авто» В. Якубчик предупреждает о постепенном сокращении доли кредитования на побывавшие в эксплуатации авто в кредитном кейсе выдач. Это объясняется тем, что рынок стабильно насыщается новыми автомобилями, появляются доступные предложения в каждом ценовом сегменте новых транспортных средств. Многое зависит от изменений учетной ставки, влияющей на рыночные кредитные ставки, и от продажи новых и находившихся в употреблении автомашин, заявили в Экспобанке.
В 2024 г. кредитному рынку приходится жить с растущими ставками. Но учетная ставка регулятора, которая значительно влияет на кредитование новых автомашин через зависящие от нее банковские тарифы, для приобретения транспорта с пробегом не служит главным фактором, указал возглавляющий группу обслуживания компаний автопромышленности предприятия ДРТ А. Васильев. Причина в том, что первоначальный взнос при кредитовании поездившего автотранспорта выше, чем для новых машин, и кредитная ставка не настолько важна для заемщиков, как при приобретении в долг нового транспортного средства. По предположениям Васильева, 2024 год покажет сдержанное, но все же увеличение рынка кредитования побывавших в эксплуатации автомобилей.