Особенности дисковой тормозной системы
Немного истории.
Парадоксально, но дисковая система тормозов была изобретена раньше барабанной. В эпоху карет и конных повозок что-то похожее применялось для регулировки скорости. Через замысловатую систему рычагов деревянные «башмаки» обжимали обод колеса и останавливали его. Механизм совершенствовался, но к моменту возникновения первого автомобиля был забыт. Барабанная система тормозов прочно, на десятилетия, заняла центральное место. И так было до середины 50-х годов, пока быстро растущие мощности и скорости не потребовали новых и эффективных механизмов торможения. Был бы спрос, будет и предложение! В 1952 году новая система была опробована на спорткарах, а в 1956 году вышла в серию. Старая идея обрела второе дыхание, и дисковый механизм потеснил барабаны благодаря своей простоте и надежности. Сейчас невозможно представить без них современный автомобиль. Что же представляет собой этот механизм?
Устройство узла.
Торможение осуществляется по фрикционному типу. То есть кинетическая энергия движения переводится в тепловую посредством трения. Колесный тормозной диск обжимается с двух сторон колодками, которые толкает подвижный поршень дискового тормоза. Он вместе с уплотнительной манжетой расположен в рабочем тормозном цилиндре. Цилиндр находится непосредственно в корпусе суппорта. Суппорт, в виде скобы, закреплен на поворотном кулаке. Он выполнен из чугунного или алюминиевого сплава. Поршни могут устанавливаться на внутреннюю и внешнюю колодки. Однопоршневой дисковый тормоз воздействует только на внутреннюю колодку, суппорт, по направляющим двигаясь в обратную сторону, выравнивает усилие на наружную колодку. Система имеет гидравлический привод. Через педаль усилие передается на главный тормозной цилиндр, вакуумный усилитель нагнетает дополнительное давление и затем отрабатывает исполнительный механизм. Чем же он хорош?
Преимущества и недостатки.
Пожалуй, главное достоинство дискового тормоза – хороший теплообмен. В обычном рабочем режиме температура доходит до 350°С, поэтому отвод тепловых излишков стоит перед системой особо остро. Открытая компоновка узла как нельзя лучше подходит для этого – воздух свободно циркулирует между его элементами. Конструкция диска обеспечивает дополнительную вентиляцию, колодки охлаждаются набегающим потоком воздуха.
Еще один немаловажный плюс – доступность для обслуживания. Узел удобно осматривать и ремонтировать.
И, наконец, дисковый механизм очень компактный. Малый вес и габариты очень важны для конструкции автомобиля.
А как же недостатки? К сожалению, они есть. Во-первых, у открытой компоновки есть, кроме плюсов, и минусы – узел доступен для грязи и пыли, а их абразивное воздействие укорачивает его срок эксплуатации. Во-вторых, дисковые тормоза дороже. Вот почему до сих пор сохранилась ниша для применения барабанных тормозов и целесообразность их установки на заднюю ось!